Что дизайнеры должны знать о цветах в искусственной среде?

What designers should know about colours in the built environment?

Цвета играют важную роль при проектировании окружающей среды и архитектуры. Но что должен учитывать дизайнер в отношении окружающих цветов и цветов в окружающей среде? Когда дизайнер хорошо разбирается в цветах, визуальные правила могут быть применены творчески. 

Экспертная информация в этой статье предоставлена Харальдом Арнкилом, визуальным художником, исследователем цвета и бывшим преподавателем искусства и теории цвета в Школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто. 

Цвета повсюду в окружающей среде. На повседневном языке слово "цвет" обычно обозначает цвет объекта, воспринимаемый как принадлежащий этому объекту. Хотя цвета имеют физическую основу, явление, которое мы воспринимаем как цвет, является результатом взаимодействия объекта, света и наблюдателя.

Подробнее о цветах и нашем индивидуальном цветовосприятии, о том, является ли цвет объекта иллюзией, и о том, как человеческое восприятие цвета развивалось с течением времени, читайте в нашей статье Откуда берутся цвета.

What designers should know about colours in the built environment?

Правила цветов: Цветовая гамма и восприятие 

Существуют определенные правила цветового оформления, которые должен знать дизайнер, но они являются лишь отправной точкой для творческого подхода к дизайну. Общеизвестно, что высокие контрасты делают пространство беспокойным, в то время как приглушенные сочетания создают спокойную атмосферу. С другой стороны, полное отсутствие хроматического цвета может вызывать отторжение.

Когда дизайнеры хорошо понимают визуальные правила, они могут применять их творчески. Однако недостаток понимания может привести к созданию среды, лишенной индивидуальности и чувства места.

Лучший способ научиться понимать цвет - это смотреть, исследовать и экспериментировать с различными цветовыми сочетаниями. Чтение теорий и литературы о цвете помогает, но глубокое знание цвета достигается только через практику.  

Самое важное для дизайнера - понять, что краситель и воспринимаемый цвет - это две разные вещи. 

Окрашивание квадратного метра тестовой зоны помогает дизайнеру лучше представить конечный результат. Однако из-за механизма, называемого «постоянством цвета», восприятие цвета зависит от окружающих оттенков. Постоянство цвета позволяет нашему мозгу корректировать восприятие цвета в зависимости от изменений в условиях освещения и окружения.

Тестовый участок не воспринимается точно так же, как готовая поверхность. Наше восприятие цвета изменяется, хотя измеряемый цвет остается неизменным.

Изучение цветового дизайна: оттенок, насыщенность и яркость 

Дизайнерам необходимо учитывать три аспекта цвета: оттенок, насыщенность и светлоту. Эти термины используются с небольшими вариациями значений в повседневном языке, в искусстве и в научных дискуссиях.  

Оттенок — это хроматическая переменная цвета, которая обозначает воспринимаемые красноту, желтизну, зеленость, голубизну и т. д. Все цвета, за исключением нейтральных серых, черных и белых, имеют оттенок.

What designers should know about colours in the built environment?

Профиль длины волны, отражательная способность и яркость области могут быть определены очень точно с помощью спектрофотометрии. Однако это не совсем то же самое, что оттенок, светлота, яркость и насыщенность. Светлота – это воспринимаемая отражательная способность объекта, то есть визуальная оценка того, сколько света способна отразить область, независимо от изменений в освещенности. Яркость, с другой стороны, относится к восприятию того, сколько света отражается, передается или излучается объектом в любой конкретный момент. Насыщенность цвета – это его воспринимаемая хроматическая интенсивность или яркость.

What designers should know about colours in the built environment?

Цвета в окружающей среде 

Цвета играют важную роль в объединении и организации частей здания, внося в экстерьеры и интерьеры единое целое или разнообразие, когда это необходимо. Дизайнер должен учитывать окружающие цвета и цветовую культуру района, а также цветовые стили эпох строительства. Важно обратить внимание на совместимость старого и нового, чтобы создать гармоничный и эстетически привлекательный результат.

Дизайны должны иметь тщательно проработанный цветовой план. Указание на использование «светлых цветов» слишком расплывчато. Лучше использовать точные цветовые коды, чем общие названия цветов.

Взаимодействие краски и поверхности 

Окончательный вид поверхности зависит не только от цвета, но и от состава краски и структуры окрашенной поверхности. При значительных перепадах глубины внешний вид поверхности значительно меняется под воздействием света. Особенно интенсивное боковое освещение подчеркивает структуру и рельеф, делая их более заметными и выразительными.

В современных интерьерах предпочитают матовые краски, в то время как глянцевые поверхности ценились еще сто лет назад. Матовая и глянцевая поверхность по-разному отражают свет: матовая поверхность – диффузно, рассеивая его, а глянцевая – зеркально, направленно. Степень глянца сильно влияет на восприятие глубины и насыщенности цвета.

What designers should know about colours in the built environment?

Разные краски по-разному покрывают поверхности. Некоторые краски оставляют структуру базовой поверхности отчетливо видимой, в то время как другие создают совершенно новую структуру.

Покрытия со структурным эффектом создают новую текстуру и изменяют внешний вид заданных цветов. Поверхность с шероховатой структурой может делать цвета немного темнее, чем они должны быть по стандарту. Это происходит из-за узора мельчайших теней, которые отбрасываются шероховатостью поверхности и влияют на наше восприятие цвета.