Откуда берутся цвета?

Понимание восприятия цвета

Цвета окружают нас повсюду, но откуда они берутся? Является ли цвет в большей степени характеристикой предметов или же ощущением наблюдателя? Понимание того, как люди воспринимают цвета, открывает новые горизонты для создания желаемой атмосферы в различных пространствах.

Цвета окружают нас и оказывают влияние на нашу повседневную жизнь. Но что они собой представляют и какова их роль в визуальном мире? В этой статье экспертную информацию предоставляет Харальд Арнкил — визуальный художник и всемирно признанный исследователь цвета, а также бывший преподаватель искусства и теории цвета в Школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто. 

Многие философы утверждают, что цвет объекта — это иллюзия. В повседневной речи под цветом объекта понимается тот оттенок, который мы воспринимаем как принадлежащий ему. Хотя у цвета есть физическая основа, то, что мы воспринимаем как цвет, является результатом сложного взаимодействия между объектом, светом и наблюдателем. Это взаимодействие создает уникальный опыт, который формирует наше восприятие мира.

Where do colours come from?

Что создает цвет? 

При обсуждении цвета можно выделить две ключевые составляющие: научно измеряемые цветовые стимулы и человеческое восприятие этих стимулов. Физические светоотражающие свойства цветового стимула, такие как окрашенная поверхность, могут быть точно измерены с помощью спектрофотометра в соответствии с заранее установленными спецификациями.

Хотя спектрофотометрическое измерение предоставляет очень точную информацию, она актуальна лишь в рамках заданных условий. При изменении освещения и угла обзора внешний вид цвета может значительно меняться.

Так называемый механизм постоянства цвета позволяет нашему мозгу корректировать восприятие, учитывая изменения в условиях окружающей среды. Благодаря этому мы склонны игнорировать постоянные изменения, вызванные сменой освещения. Например, если взглянуть на диван при дневном свете, а затем при электрическом освещении, его цвет будет казаться практически одинаковым, несмотря на значительные изменения в спектральном составе отраженного света. Однако стоит отметить, что адаптация человека к меняющейся визуальной среде имеет свои пределы.

Индивидуальное восприятие цвета

Человеческое восприятие цвета развивалось как важный инструмент для выживания, позволяя нам эффективно искать пищу, распознавать опасности и выражать сексуальные побуждения. Хотя цветовое зрение — это лишь одна из множества особенностей человека, оно играет ключевую роль в нашем взаимодействии с окружающим миром. Интересно, что разные виды животных воспринимают цвет по-своему, что подчеркивает разнообразие восприятия в природе.

Из-за аномалий цветового зрения восприятие цвета может значительно различаться у разных людей. В среднем, каждый четырнадцатый мужчина в западном мире страдает от той или иной формы дальтонизма или аномалии цветового восприятия. Недавние исследования показывают, что даже среди людей с клинически нормальным цветовым зрением существуют заметные различия в том, как они определяют «основные оттенки». Интересным аспектом является влияние лингвистического и культурного фона на название и идентификацию цветов. Известно, что существует связь между тем, как мы называем цвета, и тем, как мы их классифицируем, например, по оттенкам.

Where do colours come from?
Where do colours come from?
A so-called colour constancy mechanism allows the brain to correct our perception by taking into account the changes in the environmental conditions. Consequently, we tend to ignore the constant changes caused by shifting light. When viewed first in daylight and later in the evening in electric light, the colour of your sofa will look much the same, despite dramatic changes in the spectral composition of the light reflected by it.
Where do colours come from?

Оказывают ли цвета психологическое воздействие? 

В руководствах и журналах по дизайну интерьеров часто обсуждается психология цвета и его влияние на восприятие. Однако эта область исследования остается довольно неопределенной, поскольку изучение воздействия цветов осложняется их субъективными интерпретациями.

Тем не менее, существуют различные методы для изучения различных аспектов воздействия цвета. Физические реакции можно выявить, измеряя электрическую активность мозга, что позволяет понять, как цвет влияет на наше физиологическое состояние. Эмоциональные реакции, в свою очередь, можно исследовать с помощью интервью и психологических тестов, рассматривая эмоции как состояния возбуждения, вызванные как внешними, так и внутренними стимулами.

В настоящее время существует очень мало доказательств того, что определенные цвета вызывают одинаковую реакцию у всех людей. Тем не менее, светлота и насыщенность цвета могут оказывать более значительное влияние на эмоциональные реакции, чем сам оттенок.

Цвет любви и другая символика 

Использование цвета играет ключевую роль в том, как мы воспринимаем окружающую среду. Люди всегда интересовались символическими значениями, ассоциациями и эффектами цветов.

Изучение культурных значений, придаваемых цветам, представляет собой увлекательную задачу, хотя и сложную, поскольку эти значения варьируются в зависимости от контекста, культуры и исторического периода. Например, красный цвет не всегда символизирует ярость или любовь, хотя в современных культурах он часто ассоциируется именно с этими эмоциями.

Классификация цветов на холодные и теплые основана на ассоциациях, культурных и символических значениях, и, что важно, она является весьма субъективной. Эта форма категоризации широко распространена, хотя четкой объективной основы для нее не существует. Тем не менее, можно выделить определенный универсальный консенсус. Насыщенность цвета также значительно влияет на его воспринимаемую «температуру». Например, пурпурный цвет может восприниматься как «горячий розовый», в то время как тот же оттенок, разбавленный белым, может казаться довольно холодным. Вместо того чтобы сосредотачиваться на отдельных цветах, полезнее рассмотреть, как различные оттенки и нюансы взаимодействуют друг с другом, создавая гармонию и глубину в восприятии.

Where do colours come from?
добавлен к сохраненному.
has been removed from saved.
kk