Погружаясь в белизну

Все, что вам нужно знать о белом цвете и не только

Белый цвет остается неизменным фаворитом как для фасадов, так и для интерьеров современных зданий. В блогах, посвященных дизайну, можно встретить даже полностью белые дома. Но что такое белый цвет? Является ли он действительно цветом?

Харальд Арнкил, визуальный художник и исследователь цвета, а также бывший преподаватель искусства и теории цвета в Школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто, помогает прояснить множество аспектов белого цвета.

Deeper in White

Белый - это цвет?

Белый цвет, как и черный и серый, является цветом, но с точки зрения цветоведения он не считается ахроматическим, поскольку не имеет оттенка. Тем не менее, ахроматические цвета вызывают неврологическую реакцию, подобно другим цветам. Научно обоснованное восприятие белого связано с тем, что свет всех длин волн равномерно отражается и рассеивается от поверхности.

На шкале яркости черный и белый цвета представляют собой противоположности, обладая максимальной разницей. Визуально противоположностью белого может быть также очень темный хроматический цвет, например, глубокий фиолетовый, поскольку контраст в таком сочетании высок как по светлоте, так и по насыщенности.

Белый цвет отлично подходит в качестве нейтрального фона. Мы часто воспринимаем его как чистый холст, на который можно добавлять контрастные цвета. В то же время белый текст на цветном фоне привлекает внимание.

Снег — одно из самых белых природных веществ, отражающее до 90% падающего на него света. Сульфат бария, использованный для создания ультрабелой краски, отражает около 98% света. Этот минерал встречается в природе в виде кристаллического барита.

Чистый белый и разнообразие его оттенков

С начала 1920-х годов диоксид титана стал основным компонентом белой краски. Это нетоксичное и высокоэффективное вещество обладает отличной непрозрачностью. Оксид цинка, хотя и менее непрозрачный, также используется в красках. Ранее популярные свинцовые белила были запрещены из-за своей токсичности, а самыми старыми белыми пигментами остаются известь и мел, которые до сих пор находят применение.

Белила часто тонируются в различные оттенки, которые в целом воспринимаются как белые. Чистый белый цвет используется редко, и различия между оттенками становятся заметными только при сравнении. В повседневной жизни мы часто воспринимаем серые и светлые кремовые тона как просто белые. Из-за контраста с более насыщенными цветами оттенки, близкие к белому, могут казаться белыми.

Это поднимает вопрос: когда белый оттенок становится бежевым или серым? Четкие границы трудно определить, так как восприятие цвета зависит от окружающих оттенков и освещения.

 

Deeper in White

Этимология и символика белого цвета 

Слово «белый» имеет среднеанглийское происхождение и восходит к древнеанглийскому «hwit». Оно связано с аналогичными терминами в других германских языках и, вероятно, образовано от протоиндоевропейского корня «kweid», что означает «сиять» или «белый». Интересно, что слово «пшеница» также происходит от этого корня.

Философ Джин Кэмпбелл Купер в своей книге «Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов» перечисляет множество символических значений белого цвета, связывая его с «недифференцированным, трансцендентным совершенством, простотой, светом, солнцем, воздухом, чистотой, невинностью, справедливостью, святостью, сакральностью, искуплением и духовной властью».

Однако белый цвет может иметь и противоположные значения. Он ассоциируется с жизнью и любовью, но также и со смертью и погребением. Во многих восточных культурах белый цвет используется для выражения скорби и печали, что также наблюдается в Древней Греции и Риме.

Чистота белого цвета не только символична: некоторые белые пигменты выполняли гигиеническую функцию. Например, свинцовые и известковые краски использовались для снижения токсичности и предотвращения роста плесени.

Deeper in White

Белый цвет в искусственной среде 

Белый цвет играет важную роль в изобразительном искусстве и повседневном дизайне. Эстетическое восприятие здания во многом зависит от его окружения: в светлом окружении белое здание может сливаться с фоном, тогда как среди темного леса или кирпичных построек оно будет выделяться. Кроме того, белый цвет вносит спокойствие в разноцветные помещения.

Структура окрашиваемой поверхности также влияет на восприятие цвета. При косом падении света белая поверхность может казаться темнее из-за небольших теней, создаваемых текстурой. Контраст между светом и тенью наиболее заметен на белых и очень бледных цветах.

На белых поверхностях загрязнения становятся особенно заметными, поэтому важно выбирать краску, соответствующую условиям эксплуатации. Например, современные акриловые краски отличаются высокой прочностью и идеально подходят для поверхностей, которые требуют частой уборки. В отличие от них, известковая краска быстрее изнашивается и начинает проявлять цвет основы, что не всегда является негативным моментом.

Стиль функционализма, ставший популярным около ста лет назад, привлек внимание благодаря легкости форм и чистоте линий. Архитекторы стремились выделиться на фоне предшествующих стилей, создавая здоровую и гармоничную среду. Эта идеология сочетала практические решения с эстетикой чистоты и здоровья, что объясняет широкое использование белого цвета в оформлении фасадов зданий.

Однако существует несколько заблуждений относительно применения белого цвета. На старых черно-белых фотографиях все светлые оттенки могут казаться белыми, что привело к ложному представлению о белизне эпохи функционализма. Хотя белый цвет действительно играл важную роль, в то время также использовались и другие цвета с мастерством.

Еще одно распространенное заблуждение касается античности: современный образ античных зданий как белоснежных является неверным. На самом деле, здания и статуи были ярко раскрашены, но со временем краски поблекли, и когда статуи были скопированы, они стали восприниматься как белые.

 

Литература для дальнейшего обучения

Харальд Арнкил, 2013: Цвета в визуальном мире. Университет Аалто. 
Дж. К. Купер, 1978: Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов. Thames & Hudson. 
Сейя Карттула, 2002: Английские цветовые термины: Этимология, хронология и относительная базовость. Mémoires de la Société Néophilologique de Helsinki. 
 

 

 

добавлен к сохраненному.
has been removed from saved.
kk